Июнь 2015 г.
Протяженность 240 км
Продолжительность активной части 6 дней, всего 10 дней
Маршрут: г. Усть-Илимск – г. Братск (жд ст. Падунские пороги) – пос. Магистральный (жд ст. Киренга) – р. Киренга – г. Киренск – г. Усть-Кут (жд ст. Лена) – г. Усть-Илимск
Фотоотчёт
Фото город Киренск
Видео
Киренга могла стать моей первой большой рекой, в 1987 году поход на Киренгу был основным рабочим вариантом. Но, как часто бывает, вмешался неслучайный случай, мы тогда пошли на легендарную речку Кову. Маршрут по Киренге пролежал почти тридцать лет на полке. В этом году пришла пора смахнуть пыль с полки. Формальный повод: погостить у родственников в Киренске. Первоначально мы собирались идти в июле, но мне переместили отпуск на июнь. Июнь не очень благоприятный месяц для путешествий по тайге, но что было делать, уже был настроен. Наташа не смогла составить мне компанию. У меня поход тоже был под угрозой, всё решилось буквально за неделю до выхода. Киренга река не сложная и довольно короткая, от поселка Магистральный до реки Лена всего 240 км. Это расстояние рассчитывал пройти за 8-9 дней на лодке «Викинг-3,4». Перепад по высоте в 100 метров говорил о быстром течении, вряд ли мне будет трудно проходить по 30 км в день.
17.06.15
В 2015 году РЖД очень неудобно составило график движения поездов из Усть-Илимска. На Запад и на Восток приходиться ехать с длительными пересадками на промежуточных станциях. Мне нужно доехать до станции «Киренга», что относительно недалеко по расстоянию и времени от Усть-Илимска, только ждать проходящий поезд на станции «Коршуниха-Ангарская» нужно 13 часов! В результате проработки различных вариантов, остановился на самом дорогом, в тоже время простом и удобном – доехать до Братска на такси к приходу поезда Красноярск – Северобайкальск. Как говорится от двери до двери.
От Усть-Илимска до Братска, до станции Падунские пороги, доехали за три часа. В пути сделали два короткие остановки в Эдучанке и Седаново. Жара. Сразу нырять в здание вокзала не хотелось, посидел часок на улице, потом перебазировался внутрь. Вокзал недавно отремонтировали. Из багажа у меня упакрюк на 120 литров, сумка-рюкзак с продуктами, и весло. Сумку-рюкзак сшил перед походом в виде мешка с круглым дном, карманом и двумя ремнями-лямками. Сумку можно носить как сумку через плечо, на шее, и можно как рюкзак за плечами, получилось удобно и ёмко. У меня иногда спрашивают, что я беру в походы, чем питаюсь. Список снаряжения и продуктов будет в конце рассказа.
По расписанию загружаюсь в вагон. Стоянка поезда около получаса. Народ массово поедает мороженое. Я стараюсь в дороге мороженое не употреблять. Был у меня случай отравления мороженым. Мои попутчицы – две тётушки, едут до Усть-Кута. Интересуются куда еду и почему один. Что-то стандартно отвечаю. На этом расспросы заканчиваются. Перекусил, попил чаю. Пробовал уснуть, не получилось – очень жарко. Сквозь дрёму слушаю вагонные разговоры. Какая-то женщина рассказывает, как ее знакомые заблудились в лесу. Причём говорила она: «заблукали в лесу». Кто так говорит? Кажется белорусы. Посвежело только после заката солнца.
18.06.15
Ночью спал плохо, выходили соседки, потом взошло солнце, слепит глаза. Штор в купе нет. В пять утра понял, что сна уже не будет, встал, умылся, попил чаю. Вагон почти пустой. В 6-35 прибываем на станцию «Киренга». Выхожу из вагона. Навстречу мне мужички лесного обличия грузятся в вагон. Говорят: «Здесь рыбы нет!». Отвечаю: «Не за рыбой сюда приехал». Может, зря так сказал. С ходу нахожу такси, быстро договариваемся. В 6-50 я уже на берегу Киренги возле деревни Седанкина. Удобное место для стапеля. Позвонил Наташе, она еще не успела уйти на работу. Немного мне завидует. Отключаю телефон, сотовая связь будет только в Киренске.
Торопится мне некуда, времени вагон. Собираю лодку, укладываю вещи, переодеваюсь в походную одежду. Поблизости крутится рыбак. Подхожу узнать особенности рыбалки на Киренге. Ничего нового не узнал, но поговорить всё же интересно. Вода в реке еще большая, три дня как вошла в берега. Вода чистая, холодная, дно галечное, течение очень быстрое.
Через час отчаливаю. Всё, сбылась мечта! Долго же я сюда шел! По реке несёт как на паровозе. Гребу еле-еле, а по навигатору моя скорость 8-9 км/час! Пробовал нормально грести, скорость вырастает до 12 км/час. Потрясающе! Мне так быстро и не надо. Прошел мост через Киренгу. Здесь тоже неплохое место для стапеля. Ниже по берегу стоят рыбаки с длинными удочками. При мне никто ничего не поймал. Иду левыми протоками, село Казачинское прошел и не заметил.
Долина Киренги широкая, борта высокие, скалы. Река же течёт по долине протоками, образуя много островов. Ориентируюсь по навигатору, он с картой, очень удобно. Есть бумажные карты и компас. Бумажные карты смотрел на стоянках один-два раза за день, они более подробные, чем электронные. Иногда останавливаюсь сделать пару снимков. Пока без фанатизма забрасываю блесну. Рыбу не видно.
Прошел деревню Конец-Луг, видел домики. Ниже села долина Киренги сужается. За скалами на левом берегу зимовьюшка. Вышел посмотреть. Свежие следы людей, свежий пепел в кострище. Уютное место, большой луг, но очень много комаров.
От зимовья прошел ещё около часа. Планировал в день проходить по 30 км, а уже прошел 26 км. Присмотрел место для обеда на правом берегу. Дров много. Среди наносника нашел доски. Соорудил импровизированный «стол». Перекусил. Вниз прошла моторка. Мужчина и женщина. Спросили меня про ГИМС, не видел ли. Я вообще еще никого не видел, река пустая.
После обеда прошел хребет с белыми скалами. В затоне искупался, здесь вода теплее, можно немного поплавать. Пробовал блеснить. За блесной никто даже не гоняется. Присматриваю место для ночлега, хотя по времени еще рановато. Место нашел недалеко от деревни Осиново. Саму деревню мне не видно, от деревни меня отделяет большой остров. Виден дымок и слышен гул мотора. Где-то здесь потерпели аварию туристы из Братска. Наталью Михайлову на резиновой лодке затянуло в завал, утонули продукты, вещи, документы и деньги. В результате всё кончилось благополучно, все остались живы и здоровы, но походная жизнь после аварии заметно усложнилась. Киренга река не сложная, но течение мощное, обстановка меняется стремительно. Манёвры на неуклюжей рыбацкой лодке надо совершать заранее. На оголовках островов отбойного течения почти нет, весь хлам оседает в вершине островов, образует завалы и заломы. Попасть в такой завал – это гарантировано авария с возможно нехорошими последствиями.
На берегу лодку затащил в тень и немного приспустил баллоны. Жара жуткая. Поставил палатку. Ужинать еще рано. Залез в палатку поспать, день сегодня был насыщенный. Отдохнув, сварил рис с вяленым мясом. Рис ложу пять ложек, заливаю холодной водой, бросаю сухие овощи, соль и мясо. Варю на медленном огне. Ничего не подгорает, рис получается рассыпчатым. Здесь важно соотношение крупы и воды и не ставить на сильный огонь. Налил «огненной воды» духам Реки и поздравил себя с началом похода. Река для меня, что живое существо. Сижу на берегу, смотрю на реку. Хорошо, спокойно, только очень жарко. Намочил полотенце и обмотал голову, так легче. Жаль, нельзя раздеться, комары свирепствуют, у них сейчас самый сенокос.
Прошел 41 км. Средняя скорость 8,6 км/час, максимальная 14,6 км/час.
19.06.15
6-00 подъем. Хорошо выспался. С севера наступает хмарь, тянет ветер. Сегодня заметно прохладнее. Будет ли дождь? На завтрак быстрая овсянка и какао из пакетика. В первые походные дни делаю легкие завтраки. В реке всплеснула рыба. Покидал блесну. Пусто.
8-00 выход. Бесконечные протоки, острова, настоящие лабиринты. Если идти несколькими лодками, здесь немудрено потеряться. Можно два раза пройти по Киренге разными путями. Киренга немного напоминает Ангару до затопления, только в меньших масштабах. Сегодня уделяю больше времени рыбалке, но результат тот же – ноль! Невольно вспоминаю мужиков на станции – «здесь рыбы нет!» Рыба, конечно, есть, но не сезон сейчас для спортивной ловли.
11-30 дошел до крупного правого притока – река Миня. Миня по размеру сопоставима с Киренгой, можно даже принять за большую протоку. Пошел дождь. Остановился на слиянии рек, на крохотной площадке под соснами. Развел костер, буду варить обед. Послышался звук лодочного мотора, потом и лодка появилась. Идут сверху. В лодке двое мужчин. Меня заметили. Кажется, моё присутствие нарушило их планы, как-то неуверенно крутнулись, остановились посреди реки, посматривают на меня. Завели мотор, едут ко мне. Иду встречать. Двое немолодых мужчин. Местные рыбаки из Казачинского. Спросили про водомёт, не видел ли. Наверно для отмазки спросили, чтобы узнать кто я такой. Немного рассказал про себя, спросил про местную рыбалку, посетовал на отсутствие клёва. Говорят – рано пошел, вода еще большая, вся рыба разбрелась по реке, на блесну плохо идёт. Посоветовали в каких местах надо искать ленка. Миня река горная, бывают резкие подъемы и спады воды. Мужики уехали. Сварил на обед супчик, борщ из пакета. Варю себе пол пакетика. Обед усилил бутерброд с салом и зелёным луком. Дождик утих.
После обеда прошел деревню Ермаки. Большая деревня на левом берегу. Поля. На правом берегу сельское кладбище. В последний путь покойники едут по реке. В последний путь проехать по реке, на которой прожил жизнь, в этом что-то есть.
Ниже деревни, в заливе поймал небольшую щуку. Взяла сразу, с первого броска. Уже что-то! Уже не так грустно с рыбалкой. Щуку сразу почистил и разделал. Дальше шел правой протокой. Протока изгибается широкой дугой, берег завален подмытым лесом. Здесь и должны стоять ленки. Добросовестно прочесал коряжник блесной. Результат – ноль.
Для ночевки присмотрел место на острове, с восточной стороны, вечером здесь тень, утром солнышко быстро подсушит палатку. Большая галечная отмель. Быстрая и мелкая протока уменьшит вероятность непрошенных гостей. Палатку поставил на галечнике, здесь же костер. Дрова наготовил с запасом. Лодку затащил в лес повыше и привязал, неизвестно, как здесь поднимается вода. В лесу красная смородина уже налилась, но ещё совершенно зелёная. Надёргал листиков черной смородины, заварю душистый чай. Пожарил щуку. Пока готовил, просыпал соль. Почему-то вспомнил кадры из пиратского фильма, где просыпать соль в пятницу считалось плохой приметой. Сегодня пятница… К чёрту, эти пиратские приметы. Чтобы меньше донимали комары, развёл дымокур – набросал на горячие угли зеленых веток. Под вкусно пожаренную щуку позволил себе налить по третьей. Хорошо. Пока всё складывается хорошо, река быстрая, красивая, идти легко, вот и рыбку поймал.
Когда хорошее настроение достигло своего апогея, снизу послышался гул мотора. По всей логике, лодка должна пройти с западной стороны острова, по основной прямой и глубокой протоке, чего заворачивать сюда, в кривую и мелкую. Здесь только винты ломать. Только идёт лодка всё же сюда. И ведёт её сюда дым от моего дымокура. Дым по реке уходит вниз по протоке. Как они здесь пройдут? Однако лодка неумолимо приближается. Кажется водомёт, под подвесным мотором здесь так уверенно не пройти. В лодке трое мужчин в спасжилетах. Приветствую. Не отвечают. Угрюмые лица. Что-то здесь не то. Мотор взревел – поддали газу, лодка пересекает сильную отбойную струю, направляется в мою сторону, но до берега всё же не дотягивает, встаёт на мели. Иду встречать. Лодка – водомёт, под завязку забитый канистрами. Из лодки выскакивает мужчина небольшого роста. Только сейчас замечаю нашивки на рукаве. Ээ, да это какой-то служивый народ.
Мужчина представляется как участковый полицейский (назвал фамилию).
- Документы есть? – спрашивает меня.
- Есть – машинально отвечаю. За собой никакого криминала не чувствую.
- Доставайте.
- Зачем?
- Костёр. Запрещено. Режим ЧС. Будем оформлять протокол.
- Покажите свои документы.
Полицейский достает своё удостоверение, показывает. Всё верно, как назвал себя. Выясняется, что на территории Казачинско-Ленского района объявлен режим ЧС из-за пожаров, разведение костров запрещено. Понимаю, что влип не за грош, пытаюсь сопротивляться, привожу, как мне кажется весомые аргументы:
1. Стоянка на острове, нет опасности распространения огня.
2. Костер разведен на галечнике, который гореть в принципе не может.
3. До леса не меньше пяти метров, искры от костра туда не долетят.
4. Про режим ЧС ничего не знал, никакой предупреждающей информации нигде не видел. Газеты Казачинско-Ленского района не читаю, потому как не местный. Знаю, что на территории Иркутской области противопожарный режим снят 10 июня, слышал по радио.
Какое-то время сопротивляюсь, но всё бесполезно – нахождение в лесах запрещено, есть постановление мэра района. К тому же сейчас нерестовый период, ловить рыбу нельзя, находиться на реке тоже нельзя. Кстати, есть ли у меня сети, оружие? Теперь мне понятно, про какой водомёт и ГИМС спрашивали меня рыбаки. В лодке сидит гимсовец и третий мужчина вроде как из лесной охраны. Гимсовец спросил меня о наличии спасжилета. «Лесник» вытащил журнал противопожарных инструктажей. Расписался в журнале, получил памятку на память. В протоколе расписался под словами: «Развел костер с целью приготовления пищи». Что мне теперь делать? Все всё понимают, костры я всё равно буду вынужден разводить, еду готовить, не жевать же крупу сырой. Вернуть меня к исходной точке, в Магистральный, тоже невозможно, в лодке просто нет свободного места. Получается форменный формализм.
Лодка ушла вверх по Киренге. Настроение у меня испортилось. Вот спалился, идиот! Так глупо! Докопались до меня с совершенно формальным поводом, для галочки, никакой опасности мой костер не представлял. Пока непонятно, чем мне это грозит, протокол передадут в лесную охрану, там уже решат какое наказание мне выписать.
Размышляю о случившемся. Почему так много нельзя? Почему вместо обучения людей обращаться с огнём, запрещают им пользоваться. Тогда надо запретить курение, от брошенных бычков пожаров возникает больше, чем от оставленных костров. Несколько лет назад мне пришлось тушить пожар, возникший после вот такого же речного патруля. Пожар пошел явно от брошенного окурка. Помню, как отец тщательно тушил окурки, жженые спички затыкал между стенок спичечного коробка. Сейчас люди бросают окурки на землю, не задумываясь, куда они упадут. Вот почему пожары чаще всего начинаются с обочин дорог.
Почему нельзя ходить в лес, познавать мир реальный, а не на экране. Получается, жить можно только в строго ограниченных местах, как в резервации, ходить по маршруту: работа – дом – развлекательный центр. А познавать мир Природы? Природу смотреть по ТВ, это безопасно. Вот так.
Прошел 37 км.
20.06.15
Ночью был сильный туман, сыро, но тепло, спал босиком.
6-00 подъем. На завтрак пюре и вчерашняя щука.
8-00 выход. Тепло, солнце.
8-50 островная деревня Поперечная. Выхожу осмотреть. Зарастающие поля. Почти все дома заброшены, лишь в одном дворе поднимается дымок. На берегу поленица дров. Людей не видно. Две собаки спят в тени разрушенной избы. Походил по деревне. Некоторые дома не брошены окончательно, видимо используются в качестве дач, на дверях условные замки, в оградах лодки. Слышу какой-то гул на высоких тонах, не могу понять, откуда идёт заунывный звук. Оказалось, это поёт проволока, натянутая через реку. Проволока привязана к деревянному столбу, который усиливает звук. Когда-то здесь кипела жизнь, сейчас запустение. А место красивое, через протоку скалы, высокая гора, под берегом курея.
Усилился встречный ветер, но меня все равно несёт быстро. Впереди справа показались снежные горы хребта Акиткан. С хребта Акиткан текут правые притоки Киренги – Миня, Черепаниха, Домунгда, Кутима. Красота! Прошел 100 км, поставил в навигаторе точку. На обед встал рано, еще до 12 часов. Расположился в оголовке острова, здесь много дров и мало комаров. На обед супчик. После обеда вздремнул на коврике – спешить некуда, иду слишком быстро. Жарко. Искупался в холодной Киренге. Бодрит.
После обеда иду правым берегом. Слева по протоке видел деревню Верхнемартыново. Заходить не стал – нет надобности. Ниже, среди полей деревня Нижнемартыново. Поля огромные. Снежные горы на горизонте. На берегу разбитый корабль «Ичикта». Снимаю шляпу перед капитанами этих корабликов. Как они здесь раньше ходили? Просто поразительно как они это делали. Во времена строительства БАМа такие корабли понимались от Лены до Казачинского, возили грузы для стройки.
Ниже деревни река разбивается на множество проток. Встаю на ночёвку на одном из островов. Весь берег усыпан следами небольших копыт. Кабарга? Теперь моя стоянка скрыта в лесу, костер не видно, дымокур не развожу. Пора решать, как быть дальше, за три дня прошел половину пути. Можно сделать две днёвки. Но, что делать на днёвках? Рыбалка плохая. Купаться – вода холодная. Валяться на берегу? Я совершенно не устал, жизнь на одном месте меня больше утомит. Даже раздеться нельзя, комары сожрут. Пожалуй, оставшийся путь легко пройду за три дня. Если вдруг в пути попадётся что-то интересное, то можно и задержаться. Так и решил.
Прошел 46 км.
21.06.15
В шестом часу утра проснулся, солнце светит вовсю, нагрело палатку. Спать не хочется, но и вставать еще рано. Валяюсь, пишу дневник. Где-то за островами гудят моторки, видимо проверяют сети.
6-00 подъем.
7-55 выход. Иду левой протокой. После слияния всех проток в одно русло, иду правым берегом. Покидываю блесну в сторону берега. Вдруг блесна что-то задевает несколько раз. Подвожу ближе. За блесной идёт ленок и периодически ее покусывает! Давай, хватай! Ленок куснул блесну еще разок и возле лодки ушел в сторону. Кидаю ещё, и ещё. Бесполезно, за блесной никто не идёт. Утешаю себя, что хотя бы видел рыбу.
10-40 правый приток река Кутима. Большая стремительная речка. Вода на вид чище, чем в Киренге. Остановился побросать блесну. Ни одной поклёвки, а место замечательное, должна быть здесь рыба.
Ниже устья Кутимы множество проток и заливов. Где-то здесь должна быть деревня Кутима. Деревня ниже, на плавном изгибе реки влево. Вдоль реки стоят дома, выгоревшие на солнце до черноты. Много пустых. У первых домов вышел размяться. На лавочке сидит мужчина в телогрейке. Шрамы на голове. Подошел поговорить, но мужчина не очень то разговорчив. Сплываю дальше. В конце деревни молодой парень пилит дрова. Дети играют у воды. Остановился. Парень приехать погостить к родственникам. В Кутиму можно попасть только по воде из Верхнемартыново. До Верхнемартыново ходит автомобильный транспорт с Лены.
Обедал ниже деревни на одном из островов. Выбрал место в тени. Сегодня особенно жарко. Сварил традиционный супчик с остатками вяленого мяса. Открыл единственную банку сгущенки, не тащить же её на Лену. До обеда прошел 30 км.
После обеда спать не стал, загрузился в лодку и пошел сплавом, не гребя веслом. На воде не жарко и не донимают комары. Течение тащит со скоростью 5,5-6 км/час. Сижу как в кресле, любуюсь пейзажами.
После белой скалы по правому берегу услышал громкий разговор. Потом увидел моторку на берегу. Мужчина с женщиной разговаривают на повышенных тонах, похоже, выясняют отношения. Нашли место. Ниже белой скалы большой разлив реки. Слева впадает крупный приток – река Ичикта. Вода в Ичикте мутная. Иду под левым берегом, в тени высокого хребта – жара невыносимая. Правый берег – большой песчаный пляж, но туда не хочется, там пекло. За пол дня выпиваю 0,6 литра холодного чаю. Чай вожу в пластиковой бутылочке на дне лодки. Заправляю бутылочку утром и в обед. Присматриваю место для ночлега – дневную норму уже выполнил.
Спускаясь по речному перекату, видел как какая-то большая рыба (таймень?) заглатывала свою добычу. Добыча плохо проходила в глотку, видимо тоже была не маленькая. Из реки периодически показывалась большущая голова, с шумом хлюпала по воде, ныряла. Потом всё повторялось снова и снова. Побросал блесну. А если эта голова решит закусить моей блесной? Что буду делать? Голова на мою железку не позарилась. И хорошо.
У одинокого домика на левом берегу выходил осмотреться. Похоже, здесь когда-то была деревня. Сейчас ничего нет, один брусовой домик. На домике надпись «Ляпуново». В домике ласточки устроили себе жилище. Грязно, жарко и неуютно.
На ночёвку остановился на острове Заярский. Напротив высокий хребет. Симпатичное место. В оголовке острова странный лес – почвы нет, её смыло большой водой. Деревья и кусты растут прямо из камней и песка. Ставлю палатку в тени большого куста, костер в тени соседнего куста. Лодку тоже в тень. До темноты времени ещё пароход. Решил устроить небольшую стирку и искупаться. Между кустами натянул верёвку. Снял всю одежду, благо комары ослабили свои атаки, искупался в реке, потом пожулькал свои тряпки и повесил сушиться. Пока одежда сушилась, прямо в голом виде прогулялся по острову. Нашел порванную гусеницу от снегохода и ржавую бочку, больше ничего интересного. Одежда на солнце и ветре быстро высохла. Может сделать здесь днёвку?
На западе, в хребтах, появилась хмарь. Духота. Сегодня после обеда были перистые облака, и ветер постоянно менял направление. По всем приметам погода испортится. Приготовил ужин – макароны с тушенкой, но аппетита нет, перегрелся сегодня на жаре. Остатки хлеба испортились, пришлось скормить рыбкам. Муку и сухари в это раз не брал. Ужинал среди зажженных спиралек от комаров, натянув на голову москитную сетку и побрызгавшись ДЭТой. Комары стали просто безумные.
Поднялся ветер. Все вещи занес в палатку, разложил по углам. Лодку перевернул, положил рядом с палаткой. Палатку закрепил дополнительной растяжкой. Котелки с остатками ужина повесил на ветки деревьев.
Чтобы не кормить комаров, рано лег спать. Проснулся ночью от грома и сильного ветра. Вспомнил, как в прошлом году ветром сдуло лодку с берега в воду. Здесь это грозит большими неприятностями. Вылез из палатки и привязал лодку к кусту. В хребтах полыхают молнии – гроза там жуткая. Дойдёт ли до меня? Засыпал угли костра галькой. Гореть тут нечему, но так спокойнее. Вещи и продукты разложил по гермам, приготовился штормовать. Лег в палатку, считаю паузы между молниями и громом. Гроза ко мне не приближается, видимо хребет взял весь удар стихии на себя. Посыпались густо капли на тент. Шум дождя действует как хорошее снотворное.
Прошел 48 км.
22.06.15
Всю ночь шел дождь. Утром дождь. Вылез посмотреть обстановку. Вода в реке заметно не поднялась. С запада дует сильный ветер. Дождь. Неуютно на реке. Залез обратно в палатку. Пишу дневник, слушаю шум дождя. Торопиться с выходом не буду, запас времени позволяет валяться в палатке.
Дождик поутих. Устав отлёживать бока, развел костёр, разогрел вчерашние макароны с тушенкой. Доел сгущенку. Продуктовый мешок сразу заметно стал легче. С запада по-прежнему, как из трубы, дует ветер с водяной пылью. Сижу у костра, щелкаю семечки, жду погоду.
Хорошую погоду сегодня не дождусь, сидеть на месте тоже уже не хочется. В 11-40 выхожу. Одел плащ. Сильный встречный ветер. Ушел под правый берег, здесь тише. Кидаю блесну. Есть поклёвки! Засекаю. Подтаскиваю к лодке какую-то серебристую рыбку. Рыбка сходит с крючка. Это не ленок. Похож на небольшого сига или на… ельца. Ельцы иногда ловятся на блесну. Так и есть, чуть ниже поймал двух крупных ельцов. Невелика добыча, но всё же. Рыбу сразу почистил.
Хотя и вышел поздно, а кушать хочется, в холодную погоду аппетит приходит быстрее. Не скажешь, что вчера была невыносимая жара. На обед встал перед высокими красивыми скалами. Дров много, целые штабеля нанесла река. На обед куриный супчик с сырокопченой колбасой. Продукты у меня расходуются экономно, некоторые даже еще не трогал, например сыр и сахар. Лучше всего идёт копчёное сало. Перекусив, немного побродил по окрестностям. Вымок, приволок с собой тучу комаров.
Прохожу мимо скал по правому берегу. Пожалуй, это самые высокие и красивые скалы на Киренге. Ниже скал на левом берегу деревня Усть-Киренга. Не знаю, почему так назвали деревню, до устья Киренги еще далеко. Где-то ниже деревни надо найти место для ночлега, скоро будет дождь.
Ниже деревни иду правым каменным берегом. Пошел дождь. Пока ничего подходящего для стоянки не вижу. Эх, как хорошо бы найти избушку. Вдруг вижу что-то вроде тропки от берега. Тропка просматривалась всего секунду. Выше на берегу вижу доску, прибитую к берёзе. Здесь явно стоянка. Надо быстро что-то решать, течение стремительно уносит меня от доски. И, о чудо, сквозь ветви деревьев мелькнула крыша дома! Одно мгновение. Сомнения прочь. Разворачиваюсь и налегаю на весло. С трудом выгребаю против течения до тропки. С ходу вытаскиваю лодку на прибрежную террасу. Тропой редко пользуются, свежих следов нет, ветки заслоняют тропу. С воды заход почти не виден, это хорошо. Дождь усилился. Осматриваться времени нет. Беру сумку с кухней, сумку с продуктами, топор и бегу наверх, к избушке. Только бы была изба целая, с печкой. Печка есть, а вот изба не очень целая – половина крыши дырявая, клочья рубероида лежат на земле, видимо его содрало снегом. Дождь перешел в ливень. Внутри дома закапало. Подставил два ведра, что нашел в избе. Утешает, что над печкой целая половина крыши. Нары с двух сторон избы. Напротив двери люк в подпол. Доски крышки подгнили, одной ногой провалился. Чуть весь не ушел. Хороша ловушка.
Вниз по Киренге прошел катамаран с мотором. Сверху натянут синий тент. Какие-то путешественники. Чуть разминулись, могли бы встретиться. Дождь не утихает. Сходил за вещами. Лодку оттащил в сторону от тропы. С воды не видно и ладно. Весло забрал наверх, к избе. Приготовил дрова: спилил тонкую сушину для костра, для печки поколол пару чурок, что лежали возле стены. Печка на вид не очень ладная, но горит нормально, тяга есть. На улице, на костре сварил гречку и пожарил рыбу. Вкусно получилось. Ужинаю за столом, при свечах. На улице шумит дождь, а в избе тепло. Кайф! В такую погоду остро чувствуешь комфорт таёжного зимовья. Нет жилья лучше.
Благостное настроение прервал шум лодочного мотора. Звук затих возле тропы. Ко мне гости. Надо идти встречать, моя лодка внизу, как бы чего не вышло.
Спускаюсь вниз. Старенький «Крым». Двое рыбаков. Молодые, крепко сбитые парни. Знакомимся. Парни знали об этом зимовье, но давно здесь не были, вот решили вдруг заглянуть, без особой цели. Я тоже здесь случайно оказался. Две случайности, а зачем-то мы должны были здесь встретиться. Поднимаемся в зимовьё. Изба сразу наполняется шумом и какой непрерывной движухой, парни оказались очень подвижными и непосредственными. Угостил чаем. Парни собираются рыбачить сплавной сетью. Вообще-то эта снасть считается браконьерской, но кто же местным запретит, это их жизнь. Выезжать на реку еще рановато, надо дождаться темноты. Парни сбегали в лодку за водкой и закуской. Выпили за знакомство. Завязался разговор. Парни рассказывали про свою жизнь, где работают, как охотятся, какие выпадают здесь снега, как высоко поднимается вода в Киренге. Мне всё интересно. Рассказывая о себе, парни даже как-то присмирели. Рассказал немного о себе, где бывал, почему в этом году выбрал Киренгу. Парни почему-то решили, что я писатель. Наверное, потому что много расспрашивал. Достал остатки своего спирта... ещё посидели. Смеркалось, но темнее уже не будет. Парни начали собираться. Оставили мне сало и хлеб. Хлеб очень вкусный, настоящий. Проводил парней на берег. Прощаемся. Парни размотали свои снасти и уплыли в темноту…
Еще долго не спал, слушал музыку, в зимовье хорошая акустика. Комаров нет, отдыхаю от них. Вечер удался. Душевно посидели. Настоящий заключительный вечер.
Прошел 26 км
23.06.15
6-00 подъем. Дождя нет. На реке туман, в лесу сырость. Чувствую себя после вчерашнего немного вяло. На завтрак: пюре, сало, хлеб.
7-55 выход. Иду правым берегом. Река течет широкой лентой вдоль высокого длинного хребта. Попутный ветерок. Видел на берегу старый створный знак – памятник былой навигации на Киренге. Погода улучшилась, туман развеялся.
Доехал до высоковольтной ЛЭП пересекающей реку – граница цивилизации. По правому берегу появились домики, начинаются дачи. Слева на хребте увидел вышку сотовой связи. Включил телефон. Посыпались эсэмэски. Пропущенные звонки от Наташи. Не должна была мне звонить, рано мне выходить на связь. Наверное, что-то случилось. Выхожу на берег. Звоню. Недоступна. Подозреваю, что могло случиться. Звоню сыну. Узнаю, что умерла Надежда Яковлевна. Наташа уехала на похороны. Сделал еще несколько звонков.
Под впечатлением невесёлых новостей ухожу дальше. Звонить в Киренск решаю попозже, ближе к городу, чтобы родственники не суетились раньше времени, сегодня меня никто не ждёт. Неплохо бы пообедать и просушить вещи, на берегу сделать это проще. Место выбрал ниже каких-то домиков. Развесил и разложил вещи на берегу, сварил обед. Позвонил родственникам в Киренск. Телефоны не отвечают. Подремал в тенёчке. Комары почти не беспокоят – сдувает ветром. До обеда прошел 31 км.
До родственников дозвонился. Догрёб до Киренска, до слияния Киренги с Леной. Здесь меня встретили на машине двоюродный брат Алексей с женой Таней. Поехали к ним домой. Лодку и вещи разложил в гараже проветриваться. Дальше для читателя ничего интересного в это день не произошло.
Прошел сегодня 42 км. Всего 240 км. Средняя скорость в пути 8 км/час. Время движения 30 часов. Активная часть путешествия закончена. Весь путь на лодке типа Викинг можно пройти за 3-3,5 дня. Но оно нам надо?
24.06.15
Встреча с родственниками. Не буду утомлять читателя подробностями. У всех побывал в гостях, пересмотрел сотни старых фотографий. Некоторым фото по 100 лет! Очень интересно. Зашел в жд кассы, узнал, как обстоят дела с билетами на проходящие по БАМу поезда. Покупать билеты заранее не стал, места есть в достаточном количестве. На дебаркадере узнал, как ходит скоростной теплоход «Полесье». «Полесье» до Усть-Кута ходит через день, день туда, другой обратно. Мне, к сожалению, не подходит из-за стыковки поездов. Жаль, очень хотелось посмотреть на великую реку Лену. Здесь Лена еще не набрала силу, не кажется великой, хотя сюда поднимаются океанские корабли. В детстве мне с родителями довелось ехать на «Заре» от Киренска до Усть-Кута. Интересно было бы сравнить детские воспоминания с нынешней реальностью. Делать нечего, пришлось заказать такси до Усть-Кута, по стоимости это примерно одинаково, но менее интересно.
25.06.15
Утром пошел прогуляться по Киренску. Так как ночевал в Мельничном, с него и начал. Мельничный – левобережный район Киренска. Интересно было узнавать знакомые со школьных лет места. Думал почти всё забыл, ан нет, увидел, всё вспомнил. Мало что изменилось, дома только стали вроде как меньше. Еще бросилось в глаза почти полное отсутствие детей на улицах. В детстве помню большие ватаги ребятишек постоянно чем-то занятых. Пусть и не совсем безобидными делами занимались, но это было движение, творчество, смекалка.
Вышел на берег Лены. Народ грузится в паром, чуть ниже, у затона Глотова стоят корабли. Вроде всё то же самое, что и в детстве, а понимаю, что чего-то не хватает. Пусто как-то. Понял! Не хватает лодок на берегах. Во времена моего детства почти у каждой семьи была своя лодка. Лодки были самодельные, довольно большие, вся семья могла погрузиться. Подвесные моторы были еще в дефиците, на лодки ставили стационарные движки. От каких механизмов были эти движки, точно не знаю, но стояли они практически на каждой лодке. В носу лодки была небольшая палуба, в центре стоял движок, сразу за ним сидел рулевой. Пассажиры размещались на лавочках. На берегу лодки цепями пристёгивались к железным штырям. С лодок ныряли мальчишки. Особым шиком было доплыть к стоящей на приколе барже и прыгать в воду с баржи. Негласным экзаменом мастерства пловца был заплыв через Лену.
Дошел до затона Глотова. Затон в 19 веке был углублён и приспособлен для стоянки и ремонта кораблей. До сих пор на берегу затона стоят цеха судоремонтного завода. Когда-то мой дядя работал на этом заводе, был начальником котельного цеха. В дальнем углу затона стоит колесный пароходик «Благовещенск». Всего было четыре таких парохода. Ходили пароходы от порта Осетрово (г. Усть-Кут) до Якутска. Сейчас затон и судоремонтный завод производят удручающее впечатление. Зона запустения.
После обеда попрощался с родственниками и переехал на пароме на правый берег Лены. Здесь на слиянии Лены и Киренги в 1631 году был основан Киренский острог. Киренск долгое время имел важное стратегическое значение. В годы Великой Отечественной войны в Киренске был аэродром подскока для военной авиации. Здесь отдыхали, ремонтировались и заправлялись экипажи самолётов поставляемых по ленд-лизу из Америки. Не все смогли дотянуть до аэродрома, в Киренской тайге упали несколько самолётов. В советские годы Киренск был центром снабжения Катангского и Казачинско-Ленского районов.
Обошел городок по кругу. Много старых домов. Меня всегда восхищают эти старые постройки, как точно подогнаны брёвна, как всё продумано, как рационально. И стоят эти дома по 100-200 лет. Сейчас бетонные дома столько не живут. Жаль, городок приходит в упадок, работы нет, жители по возможности уезжают в другие города области. В самой высокой части города находится городская администрация, школа и церковь. Отметились в Киренске и декабристы. В Сибири как увидишь лучший дом в городе, так там обязательно жил декабрист. Такая у них, декабристов, была нелёгкая доля.
Вдоволь нагулявшись, иду по дамбе в сторону аэропорта. Когда-то Киренск стоял практически на острове. Дамба отсекла протоки между Киренгой и Леной. Весной здесь всё заливала вода. Последнее серьезное наводнение случилось в 2000 году, тогда ледяной затор поднял воды Лены, город был практически затоплен. Брат рассказывал, как они подъезжали к подъезду на лодке и сразу залазили на второй этаж.
Дошел до района с названием «Дом отдыха». Не знаю, откуда это название, возможно, здесь отдыхали экипажи самолётов, потому как рядом аэродром. Нашел дом, в котором жила моя бабушка. Помню воспоминания детства, как меня однажды привезли на лето в Киренск. Дом такой же, как в воспоминаниях, только во дворе всякая живность бегала. В небольших сенцах стоял курятник, здесь же летом готовили еду, помню голубое шипящее пламя примуса. Был еще рядом колодец. Сейчас нет. Сосновый бор, в котором собирали костянику. Бабушка из этой костяники варила кисель. Чуть выше по улице детский сад, в ограде которого стоял настоящий самолёт. Самолет, кажется, был двухместный. Мы с деревенскими мальчишками лазили в дырку в заборе, потом и в самолёт проникали. Еще среди местной пацанвы ценилась резина от аэрозондов, из нее ртом надували шарики, потом громко хлопали. Еще свистели в «пикульки» - свистки из стручков акации. Любимая игра пацанов была «палки-банки», что-то вроде городков. Из пустых консервных банок строилась незамысловатая фигура, которую надо было выбить палкой. Палку бросали с определенного расстояния. Из ненавистных мне занятий было ходить раз в неделю в баню. По молодости лет, мне тогда было пять лет, ходил в баню с бабушкой. Всё бы ничего, но своей бани не было, ходили в общую городскую. В бане обязательно находились одна-две ворчливых тётки, мол чего пацана в женскую баню водят. Ну не ходить же бабушке со мной в мужскую баню. Глупые тётки, мне их прелести тогда были неинтересны, мне бы быстрее закончилась помывка, да убежать на улицу. Не знал я тогда, что есть категория людей вечно чем-то недовольных.
Позвонила Таня, она меня уже потеряла, долго не выхожу на связь. А я уже подходил к их дому. Таня как раз ехала домой. Встретились. Алексей улетел в Мирный, срочно вызвали по служебным делам. Съездили в гараж за лодкой и вещами. Позвонили из такси, уточнили время отправления. Утром быть готовым к 7-30. Осталось ночь переночевать.
Погода портится, по всему, завтра будет дождь. Это мне ни к чему, дороги нормальной из Киренска нет. Такси на свой страх и риск возят пассажиров в Магистральный, Усть-Кут, Братск и Иркутск. Мне можно было ехать в Магистральный, это ближе, чем до Усть-Кута, но я не знал, как идёт дорога в Усть-Кут, почему-то был уверен, что идёт левым берегом Лены. Оказалось, что правым, напрямую на БАМ, на станцию Небель. Вообще в Киренске мне никто не смог толком рассказать про дорогу до Усть-Кута, даже в службе такси не смогли назвать примерное время в пути, мол всё в руках Бога и водителя. Ладно, другой дороги у меня нет.
26.06.15
Погода всё же испортилась, идёт дождь. Ровно в 7-30 позвонили из такси, предупредили, что машина вот-вот должна прибыть. Выхожу на крыльцо. Светлая иномарка. Кроме меня ещё двое пассажиров, мужчина и девушка. Заехали на заправку и в путь. Сразу за городом асфальт кончился. Дождь сыпет. Дорога какое-то время идёт вдоль берега Лены. Неуютно сейчас на реке. После села Макарово дорога сворачивает к югу, на Небель. Дальше 100 км плохой дороги, местами ехали 30 км/час. Дорога практически безлюдна, идёт через тёмную тайгу. Из встреченных машин всего пара лесовозов и одинокий джип. Начинаю беспокоиться о своевременном прибытии в Усть-Кут. Оказалось, что пассажиры тоже едут на этот же поезд. Вместе опаздывать как-то веселее.
Перед БАМом выехали на хорошую дорогу – отсыпают новую трассу до Киренска. Дорога грунтовка, то выглядит просто отлично. В Небеле сделали короткую остановку. Кафе, туалет и магазин – всё самое необходимое для путешественника. Наша машина полностью покрыта грязью. Водитель отмывает номера. Погода улучшается. Перекусывать не стали, все торопятся.
В 14-40 прибыли в Усть-Кут, на станцию Лена. От Небеля до Усть-Кута ехали примерно два с половиной часа. Всего в дороге были семь часов. Купил билеты до Усть-Илимска. Сходил в кафе перекусил. Скоро и поезд подошел. Мой вагон №13. В вагоне нет воды, соответственно нет кипятка и не работают туалеты. Класс! Это поезд дальнего следования. Хорошо мне ехать недалеко.
До Коршунихи скорый поезд шел без остановок. Доехали менее чем за три часа. В Коршунихе примерно через полчаса прибыл Иркутский поезд до Усть-Илимска. Через двадцать минут отправляемся. Ещё через четыре часа прибываем в Усть-Илимск.
----
Штраф за разведение костра составил 1500 руб.
Основание: «гр. Зарубин. А.В. развел костер на берегу р. Киренга, не окопав его минерализованной полосой, тем самым нарушил «Правила пожарной безопасности в лесах»
----
Транспорт. Стоимость.
Такси Усть-Илимск – Братск (Падунские пороги) – 5000 руб.
Поезд Братск (ст. Падунские пороги) – пос. Магистральный (ст. Лена) – 1264,9 руб.
Теплоход «Полесье» Киренск – порт «Осетрово» (г. Усть-Кут) – 2400 руб.+багаж
Такси Киренск – Усть-Кут – 2500 руб.
Поезд ст. Лена – ст. Коршуниха-Ангарская – 690 руб.
Поезд ст. Коршуниха-Ангарская – г. Усть-Илимск – 769,9 руб.
Такси жд вокзал ст. Усть-Илимск – город (правый берег) – 200 руб.
----
Снаряжение:
лодка "Викинг-3,4"+насос - 11 кг
весло AMV - 1,5 кг
спасжилет - 0,43 кг
гермомешок 2 шт. - 0,4 кг
сумка под кухню - 0,5 кг
сумка под продукты - 0,34 кг
---
рюкзак (упакрюк) "Веселый Роджер" 120 л - 1,5 кг
палатка «Зеро-2» - 2,1 кг
спальник - 1,1 кг
коврик 8мм - 0,4 кг
тент 2х2 м - 0,29кг
котелок 1,4+0,9 л - 0,59 кг
цепочка костровая - 0,05 кг
сковорода-противень - 0,2 кг
топор 0,7 кг
ножовка - 0,11 кг
кружка+ложка - 0,1 кг
нож охотничий - 0,3 кг
верхонки - 0,1 кг
тряпка кух. ---
ремнабор (инструмент) - 0,3 кг
ремнабор для лодки(клей, заплатки, ножницы) - 0,4 кг
аптечка – 0,11 кг
дождевик - 0,18 кг
---
паспорт --
деньги --
карты, косм. снимки
планшет(ручки, карандаш, компас, тетрадь)
навигатор GPS - 0,12 кг
батарейки АА - 8 шт.
---
фотоаппарат + флешка, аккумулятор - 0,6 кг
миникамера Sony - 0,14 кг
часы наручные
мобильник - 0,13 кг
фонарик налобный (мини)
мазь от комаров 1 флакон
спички 1 кор.
зажигалка 3 шт.
аккумулятор для зарядки камеры и мобильника
---
спиннинг, катушка - 0,15+0,25=0,4 кг
блесны, леска, грузила, крючки
донка
---
штормовка/куртка хб
штаны хб
штаны штормовые (капрон)
рубашка хб
термобелье компл.
трусы
носки 3 пары
шляпа
шапочка флисовая
накомарник (сетка)
сапоги короткие
кроссовки
перчатки хб
полотенце
мыло хоз.
шампунь в миниупаковке
---
бумага туалетная
салфетки влажные
----
Продукты на 8-10 дней
гречка - 0,46 кг (0,5 л.)
рис - 0,46 кг (0,5 л.)
супы "Домашнее бистро" - 75х4=0,3 кг
картошка (хлопья) - 120х2=0,24 кг
каша овсяная - 40х2=0,08 кг
макароны (рожки) - 0,4 кг
лапша "доширак" - 1 шт. 0,07 кг
сушеные овощи - 0,06 кг
колбаса с/к - 0,3 кг
мясо х/к - 0,12 кг
сало копченое - 0,38 кг
сыр косичка - 0,2 кг
масло подсолнечное - 0,48 кг (0,5 л.)
хлеб Дарницкий - 1 булка
хлебцы ржаные - 0,17 кг
сахар - 0,33 кг
конфеты карамель - 0,3 кг
печенье - 0,37 кг
семечки - 0,1 кг
тушенка - 1 банка 0,4 кг
сгущенка - 1 банка 0,4 кг
чай - 0,2 кг
какао - 20х2=0,04 кг
лук - 9 шт. 0,6 кг
чеснок - 1 головка 0,04 кг
перец ---
лавр. лист ---
соль - 0,2 кг
спирт (разведенный) - 0,64 кг (0,65 л.)
----------------
Всего 7,1 кг